Литературная викторина


ВИКТРИНА (заочный этап)
"ОТЧИЗНА ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ"
Гончаров и Симбирск

18 июня 2017 года исполнилось 205 лет со дня рождения Ивана Александровича Гончарова – писателя, чьи романы стали достоянием мировой культуры. В Симбирске – Ульяновске, на родине И.А. Гончарова, интерес к его личности и творчеству всегда был особенно большим, здесь зародились и поддерживаются традиции чествования романиста. В 1982 году (35 лет) на родине писателя был открыт первый и единственный в стране и мире монографический музей. В 2012 году, в дни празднования 200-летия со дня рождения Ивана Александровича, в Ульяновске, в доме, где он родился и вырос, был открыт обновлённый, значительно расширивший экспозиционную площадь и по-прежнему единственный в мире «Историко-мемориальный центр-музей». Тема «И.А. Гончаров и Симбирск» является ключевой в осмыслении жизненной и творческой позиции романиста. Две трети своей долгой жизни он прожил в Петербурге, там протекала его служебная и литературная деятельность. Но, несмотря на это, родной Симбирск всегда присутствовал и в жизни писателя, и в его творческой судьбе. Небезызвестно, что в описании быта и нравов российской провинции И.А. Гончаров нередко опирался на Симбирские впечатления сначала детства, затем зрелых лет. В Симбирске романист имел возможность наблюдать своих будущих героев. Это были, к примеру, провинциальные обыватели, жившие спокойно и неторопливо.
ВОПРОС №1
«Чиновник, советник какой-нибудь палаты, лениво, около двух часов, едет из присутствия домой, нужды нет, что от палаты до дома не было и двух шагов. Пройдёт писарь, или гарнизонный солдат еле-еле бредёт по мосткам. Купцы, забившись в глубину прохладной лавки, дремлют или играют в шашки». Так и хочется заснуть самому, глядя на это затишье, на сонные окна с опущенными шторами и жалюзи, на сонные физиономии сидящих по домам или попадающиеся на улице лица».
- Из какого очерка взяты эти слова?
- Назовите основную идею этого очерка?
Ответ.

Симбирск той поры был небольшим и тихим городком, предстающим в описании Гончарова неким сонным царством: «Чиновник, советник какой-нибудь палаты, лениво, около двух часов едет из присутствия домой, нужды нет, что от палаты до дома не было и двух шагов. Пройдет писарь, или гарнизонный солдат еле-еле бредет по мосткам. Купцы, забившись в глубину прохладной лавки, дремлют или играют в шашки».
Идея этого произведения заключается в том, что И.А. Гончаров воссоздаёт атмосферу своего детства, рассказывает об этой поре своей жизни, о быте и нравах провинциального городка, каким был Симбирск в то время, о нравственном застое, царившем здесь в годы его юности. Это было время после 14 декабря 1825 года, когда участь декабристов вызывала страх и подавленность во многих слоях русского общества. Автор показывает атмосферу жизни провинциального чиновничества с его мелкими интересами и запросами В Симбирске романист имел возможность наблюдать своих будущих героев.
ВОПРОС №2
Симбирск конца 18- начала 19 века являлся крупным культурным центром Поволжья. Его значение увеличилось в 1796 году, когда по указу Екатерины II он стал губернским. Как все провинциальные города Симбирск оживал зимой, когда из окрестных деревень съезжались дворяне. Начинались балы в собрании, у губернатора, вечеринки почти во всех семейных домах.
Приведите примеры из воспоминаний Гончарова, который не без гордости отмечал, что «губернский город и губерния примечательны»?
Ответ
Губернские города, подальше от столицы, были, до железных дорог, оживленными центрами общественной жизни. Помещики с семействами, по дальнему расстоянию от Москвы, проводили зиму в своем губернском городе. Наша губерния особенно славилась отборным обществом родовитых и богатых дворян.
«Чиновник, советник какой-нибудь палаты, лениво, около двух часов, едет из присутствия домой, нужды нет, что от палаты до дома не было и двух шагов. Пройдёт писарь, или гарнизонный солдат еле-еле бредёт по мосткам. Купцы, забившись в глубину прохладной лавки, дремлют или играют в шашки». «Так и хочется заснуть самому, глядя на это затишье, на сонные окна с опущенными шторами и жалюзи, на сонные физиономии сидящих по домам или попадающиеся на улице лица»
Зимний сезон был в полном разгаре. Город наполнился приезжими из уездов. Начались балы в собрании, у губернатора, у дворян, вечеринки почти во всех семейных домах. Я, как и все тогдашние молодые люди, катался как сыр в масле - с бала на бал, с вечера на вечер.
ВОПРОС №3
В романе «Обрыв» прекрасно описана Винновская роща. Когда-то она входила в состав обширного лесного массива. Благодаря документу 1794 г. мы узнаём, что это был уникальный памятник природы. Роща в романе – активный действующий фон. Это любимое место прогулок героинь. Марфинька гуляет здесь со своим женихом Викентьевым. Бывало, раз пять обегут они за день рощу и уйдут в деревню. Очень часто гуляет в роще Вера. Когда для неё наступили тяжёлые дни перед последним свиданием с Марком, Вера позвала гулять Райского в рощу.
Как называется Винновка в романе Гончарова «Обрыв»?
Ответ
В романе «Обрыв» прекрасно описана Винновская роща. Когда-то она входила в состав обширного лесного массива. Роща в романе – активный действующий фон. Это любимое место прогулок героинь. Марфинька гуляет здесь со своим женихом Викентьевым. Бывало, раз пять обегут они за день рощу и уйдут в деревню. Очень часто гуляет в роще Вера. Когда для неё наступили тяжелые дни перед последним свиданием с Марком, Вера позвала гулять Райского в рощу. Гончаров в романе обращается к роще более 20 раз.
В документах конца XVIII века Винновка называется «сельцо Киндяковка, Винный враг тож» здесь был винокуренный завод, принадлежавший первоначально подгорным крестьянам. Предание гласит, что кто-то из представителей рода Киндяковых выкупил у крестьян этот завад и местность, которую он занимал.
Винновка в романе называется Малиновка. Гончаров пишет: «Бабушка… жила в родовом маленьком имении, доставшемся Борису от матери. Оно все состояло из небольшой земли, лежащей вплоть у города…из пятидесяти душ крестьян».
ВОПРОС
Кому принадлежала Винновская роща, усадьба с оранжереей и ещё одна важная достопримечательность имения – это часовня, или масонская беседка? Приведите различные версии.
ОТВЕТ
Согласно архивным документам, деревня Винновка, основана подъячим Симбирской приказной избы Иваном Исаевичем Киндяковым, около 60 гг. XVIII в. "В документах 18 столетия упоминается 1723 году канцелярией симбирского воеводского правления Афанасий Киндяков, а во время генерального межевания, в 1794 году, у сына его, набворного советника Василия Афанасьевича Киндякова уже числиться деревня Винновка, Винный овраг, 45 дворов(125 крестьянских душ) и 1492 дес. 744 сажен земли... с этих пор и по настоящее время деревня Винновка остаётся в роде дворян Киндяковых..
Василий Афанасьевич затеял строительство каменного дома с расчетом увеличения семьи. А полукаменный, из рощи сдать в аренду вместе с паем. Однако постройка дома в деревне оказалась напрасной. Одна из дочерей Киндякова в начале века умерла, две вышли замуж и покинули дом. Возвратившиеся по амнистии Петр и Павел стали жить своими домами в городе (Симбирске). Только младший Лев вернулся под родительский кров. Каменный «порядочный! (старый) Дом в деревне оказался не заселен. Представленный временам, дом постепенно ветшал и к концу века совсем перестал существовать – был окончательно разобран для укрепления плотины.
Такая же судьба постигла и часовню – склеп, построенную Василием Афанасьевичем для умершей дочери, следом за каменным домом в деревне, но в глубине рощи под верхним прудом.
В 1855 году хозяином имения стал его сын Александр. Он спустил нижний пруд и на освободившейся территории разбил фруктовый сад.
В 1884 году хозяйкой становится его дочь Софья, а позже внучка Екатерина Перси –Френч.
В ГАУО хранится документ «Об утверждении великобританской подданной С.А. Персии-Френч в правах наследства к имению отца отставного подполковника А. Л. Киндякова при д. Винновке Симбирского уезда. 15декабря 1884 – 6 июня 1885гг.».
При усадьбе находилась большая оранжерея (впервые о ней упоминается в документах по Киндяковке, относящихся к 1794 году).

В 1884 году в оранжерее было 635 горшечных растений, 76 фруктовых деревьев в кадках и 5 в грунте. Кроме того, при усадьбе располагался скотный двор и гумно. В недвижпмой собственности А. Л. Киндякова состояло 618 дес. 2113 саж. Земли и разных угодий при д. Винновка, 209 дес. 287 саж. При д. Отраде и 40 дес. Сенокосных лугов в пойме р. Волги на Тихомировском острове. Симбирский окружной суд 21 декабря 1884 года постановил: все движимое имущество оценить в 54783 руб. 12 коп., недвижимое в 39066 руб. 3/4 движимого и 6/7 недвижимого имущества по закону получила С. А. Перси-Френч, остальное отходило Э. А. Киндяковой.
24 сентября 1885 года и 25 июля 1886 года ими были оформлены дарственные, и хозяйкой Киндяковки становится Е.М. Перси - Френч.
Масонский храм “Киндяковская беседка”, построен в конце 1780-х – начале 1790-х в Винновской роще на земле В. А. Киндякова, являвшегося членом масонской ложи “Золотой Венец”, основанной в 1784 И. П. Тургеневым. Автор проекта – симбирский архитектор, член этой же масонской ложи И. П. Тоскани. Храм находился на возвышенной продолговатой площадке в южной част рощи справа от дороги, ведущей из горда в деревню Виновка, юго-западнее бывшей имении Перси-Френч, где ныне стоит мемориальная беседка А. И. Гончарова. С западной стороны площадка прикрыта стеной лип и дубов. Каменное здание было высотой до 16 метром с четырьмя портиками, над располагался восьмигранный фонарь с восемью квадратами окнами. Фонарь был покрыт конусообразным шатром. Храм служил для тайных собраний масонской ложи. 21 августа1822 царским указом в России были закрыты масонские ложи. Симбирский масонский храм без ремонта приходил в упадок и к 1860-м имел полуразрушенный вид. В 1898 местная газета писала: “Лет 70 тому назад храм имел вид беседки, с четырех сторон которой по углам были устроены барельефы – символические атрибуты бренности человеческой жизни, а именно: разбитая урна с текущей водой, изломанный якорь, залитая волнами ладья и человеческий череп с костями, и наверху на красивом резном куполе стоял гипсовый ангел с вызолоченным крестом, как символ вечности и спасения”. Разбитая урна с вытекающей из нее водой являла символ уходящей жизни; изломанный якорь – крушение надежд и жизненных планов. Ладья говорила о неминуемой гибели. Человеческий череп с костями – традиционный масонский знак. Храм венчала фигуру с вызолоченным крестом – непременным атрибутом Иоанна Крестителя – покровителя всех масонов. Киндяковская беседка, именуемая в народе “Статуйкой”, привлекла симбирских обывателей своей загадочностью и легендами. Ее руины запечатлены многими фотографиями и художниками. Открытки с ее изображением продавались во многих книжных магазинах Симбирска.
Заброшенный масонский храм постепенно разрушился и к нач. 1930-х был полностью утрачен.
ВОПРОС №4
В описании быта и нравов российской провинции, в особенности знаменитой «Обломовки», И.А. Гончаров нередко опирался на Симбирские впечатления сначала детства, затем и зрелых лет. В письме к петербургским знакомым Майковым, из Симбирска, 13 июля 1849 года, И.А. Гончаров прямо называет родной город «благословенным Богом уголком», цитируя, несколько изменив, строчку из недавно вышедшего в свет «Сна Обломова» («Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!»)
1.Каким чудесным уголком земли, благодатным краем оказалось для писателя в ранние годы жизни некогда село Ставропольского уезда Симбирской губернии.Назовите это село, которое послужило одним из прообразов деревни Обломовки и села Верхлёва в романе «Обломов». Дайте историю настоящего топонима. Ещё первые биографы И.А. Гончарова указывали на то, что впечатления о пребывании Вани Гончарова в селе нашли отражение в описании Обломовки. Приведите примеры.
2. Наличие в селе пансиона, где учился И.А. Гончаров, также давало основания указывать на прототипичность села и как Верхлёва. Это был второй пансион, в котором Ваня Гончаров готовился к поступлению в Московское Императорское коммерческое училище.Расскажите о годах учёбы И.А. Гончарова в этом пансионе?
Ответ 
Живописным и любопытным уголком земли оказалось для писателя в ранние годы жизни благодатное Архангельское (Репьёвка) – некогда село Ставропольского уезда Симбирской губернии, – послужившее одним из прообразов деревни Обломовки и села Верхлёва в романе «Обломов». История настоящего топонима по-своему замечательна. Деревня Репьёвка была основана в конце XVII в. Располагалась за Волгой, на левой луговой стороне реки, в 20 верстах от города Симбирска, стоявшего на правом берегу Волги. В XVIII в. по построенной Михайло-Архангельской церкви село стало именоваться Архангельским. Настоящая судьба его оказалась плачевной: в середине 1950 гг. Архангельское было затоплено в связи с образованием Куйбышевского водохранилища1 . Но в конце XVIII-XIX вв. Архангельское и расположенные рядом деревни и хутора, вместе принадлежавшие представителям старинного дворянского рода Наумовых, процветали. В 1820–1822 гг., когда здесь в частном пансионе священника Ф. С. Троицкого учился И. А. Гончаров, в Архангельском находились усадьбы Н. М. Наумова и княгини Е. А. Хованской (урожд. Наумовой), вдовы симбирского гражданского губернатора князя С. Н. Хованского
Дворянам Обломовым принадлежали расположенные неподалёку три или четыре деревни: «… одна Сосновка, другая Вавиловка, в одной версте друг от друга. Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых и оттого известны были под общим именем Обломовки. Верстах в пяти от Сосновки лежало сельцо Верхлёво…» [Там же: 105]. Отметим, что имения Наумовых – Архангельское, Головкино, Юрманки, Ивановка и др. – также располагались недалеко друг от друга. Рядом же с ними, между прочим, было и село Сосновка. В селе же Головкино, в 18 верстах от Архангельского, на Волге, располагалась хлебная пристань, упоминание о которой мы тоже находим на страницах романа. Крестьяне из Обломовки «в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге»

Наличие в Архангельском пансиона, где учился И. А. Гончаров, также давало основания биографам писателя указывать на прототипичность Архангельского и как Верхлёва, «принадлежавшего некогда фамилии Обломовых и давно перешедшего в другие руки» Это был второй пансион, в котором И. А. Гончаров готовился к посту- плению в Московское Императорское коммерческое училище. Первоначально он занимался в частном пансионе в Симбирске, о котором, судя по его письму к брату Николаю, вынес нелестные впечатления: пансион содержала «какая-то чиновница», «рябая как тёрка, злая», там учащимся приходилось получать «ремнём по пальцам» за то, что «писали криво или высовывали язык, когда писали По совету крёстного отца Н. Н. Трегубова, мать писателя А. М. Гончарова предпочла выбрать другой пансион – в заволжском селе Архангельском, – который И. А. Гончаров вспоминал «с благодарностью» Рассказывая в автобиографии о своей учёбе в пансионе Троицкого, И. А. Гончаров прежде всего отмечает, что у жены священника Варвары Антоновны, немки по происхождению, «он положил основание изучению французского и немецкого языков» Не менее важным для него оказалось и то, что в пансионе «была разрозненная небольшая библиотека», где любознательный мальчик нашёл заинтересовавшие его книги и пристрастился к чтению. Именно здесь впервые Гончаров читал сочинения Державина, Карамзина, Ломоносова, Жуковского, Голикова, Фонвизина и др. Одновременно с произведениями отечественных авторов он читал иностранную беллетристику: Расина, Тасса, разрозненные тома Вольтера, Эккартсгаузена, Руссо, Стерна, романы Радклиф, Жанлис. С особым увлечением изучал описания путешествий Кука, Мунго-Парка, Крашенинникова. «Это повальное чтение, – отмечал И. А. Гончаров в автобиографии, – , открыв мальчику преждевременно глаза на многое, не могло не подействовать на усиленное развитие фантазии, и без того слишком живой от природы» Книги о путешествиях заронили «желание, конечно тогда ещё неясное и бессознательное, видеть описанные в путешествиях дальние страны» . О знаниях, которые И. А. Гончаров приобрёл в заволжском пан- сионе, можно судить по аттестации его при поступлении в 1822 году в Московское Императорское коммерческое училище. . В журнале кон- ференции этого училища о Гончарове говорится: «… читать и писать по российски, немецки и французски умеет и обе части арифметики знает достаточно; обучался также и Закону Божию, священной исто- рии, российской грамматике и основаниям всеобщей географии»
ВОПРОС №5
«Сердце – преглубокий колодезь: долго не дощупаешься дна. Оно любит до старости… Сердце любит до тех пор, пока не истратит своих сил. Оно живёт своею жизнью и, так же как и всё в человеке, имеет свою молодость и старость. Не удалась одна любовь, она только замирает, молчит до другой; в другой помешали, разлучили – способность любить опять останется неупотреблённойдо третьего, до четвёртого раза, до тех пор, пока, наконец, сердце не положит всех сил своих в одной какой-нибудь счастливой встрече, где ничто не мешает, а потом медленно и постепенно охладеет». (И. А. Гончаров)
Эти восторженные слова великого русского писателя И.А. Гончарова относятся к удивительной женщине. Екатерине Павловне Майковой, оставившей заметный след в его жизни и творчестве, оказавшей огромное влияние на создание замечательного образа – Ольги. «Будь мне 30 лет, я бы пал перед ней на колени и сказал: Ольга Ильинская – это ты!»Кто был прототипом Ольги Ильинской? Этот вопрос мучает не одно поколение исследователей. Предлагаю вам рассказать об этой женщине (Екатерине Павловне Майковой, в девичестве Калита).
Ответ.
Екатерина Павловна Майкова, оставила заметный след в его жизни и творчестве, оказала огромное влияние на создание двух замечательных женских образов в русской литературе ХХIХ в.: Ольги Ильинской - в романе «Обломов» и Веры – в романе «Обрыв». «Будь мне 30 лет, я бы пал перед ней на колени и сказал: «Ольга Ильинская – это ты!», - читаем мы в одном из его писем.
Екатерина Павловна (в девичестве Калита) родилась в 1836 г. на Украине в родовом имении Калитовке, находившейся в 100 километрах от Киева. В трёхлетнем возрасте, лишившись матери, была отдана отцом на воспитание родственникам, где получила домашнее образование. Жизнь её в эти годы складывалась далеко неблагополучно. В 13 лет вместе с отцом Катя поселяется в Петербурге и продолжает образование в пансионе, а в августе 1852 г. шестнадцатилетнюю Екатерину выдают замуж за Владимира Николаевича Майкова. Так Екатерина Павловна становится членом старинной дворянской семьи Майковых, с которой И.А.Гончаров был особенно близок на протяжении всей своей жизни в Петербурге.
С Катенькой Калитой Иван Александрович познакомился на ее свадьбе, состоявшейся незадолго до его кругосветного плавания.
В конце 50-х годов, после возвращения из кругосветного путешествия в этой семье он стал бывать чаще, чем в других. О своих посещениях этого дома Гончаров писал другу А.И. Мусину-Пушкину 27 октября 1856 г.: «…я совсем одичал и почти никуда не хожу, кроме Майковых, да еще одного или двух коротких домов». Здесь он находил не только тепло, понимание и заботу, но и широкое поле для наблюдения и изучения богатой женской натуры в лице юной Екатерины Павловны.
Она обладала действительно незаурядным характером, порывистым, энергичным, устремленным к деятельности. От природы была щедро одарена талантами: великолепно пела, тонко чувствовала прекрасное, была не лишена литературных способностей. Е.А. Штакеншнейдер в дневнике запечатлела внешний и внутренний облик Майковой: «Екатерина Павловна -совсем исключительное создание. Она вовсе не красавица, невысокого роста, худенькая и слабенькая, но она лучше всяких красавиц какой-то неуловимой грацией и умом. Главное, не будучи кокеткой, не обращая внимания на внешность и наряды, она обладает в высшей степени тайной привлекать людей и внушать им какое-то бережное поклонение к себе. За ней все ухаживают: и муж, и родители мужа, и все близкие; и она необычайно мила и ласкова со всеми ними», а в другой записи добавляет: «…Гончаров от неё без ума».
ВОПРОС №6
Освоение русскими Дальнего Востока и Приморья в начале 19 века выявило необходимость установления дипломатических и торговых связей с Японией. Для этих целей в 1852 (165 лет назад) году российским правительством была подготовлена миссия во главе с вице-адмиралом Е.В. Путятиным. В экспедицию к дальневосточным берегам снаряжали фрегат «Паллада», 52-х пушечный корабль с командой в 485 человек. В должность секретаря миссии был зачислен И.А. Гончаров, известный литератор. В кают-компании «Паллады» известие о Гончарове вызвало большое оживление, напомнив историю двадцатилетней давности, когда торжественный спуск только что построенной «Паллады» (1 сентября 1832 года) почтил своим присутствием А.С. Пушкин. Позднее первый командир «Паллады» капитан-лейтенант П.С. Нахимов сожалел, что упустил возможность открыть судовой журнал автографом поэта.
После двухгодичного плавания «Паллада» была затоплена в бухте Постовой. Команда «Паллады» выехала через Сибирь в Петербург. В 1854 году Гончаров проехал всю Сибирь, возвращаясь из кругосветного плавания на фрегате «Паллада». В конце декабря 1854 года Гончаров приехал в Иркутск – столицу Восточной Сибири.
По какой причине Гончаров задержался в Иркутске и с кем встретился писатель, у которого от этого знакомства осталось самое сильное впечатление? .
Ответ.
Следующую большую остановку писатель сделал в Иркутске, дорога до которого заняла у него почти месяц. Ехать пришлось в сильные морозы, от которых не спасала мягкая шуба; в повозке, помимо чемоданов, книг и рукописей, находились запасы продуктов: щи в замороженных кусках, мороженые пельмени, строганина, вино и хлеб.( В моих печатных записках, "Фрегат "Паллада"", я упоминал, кажется, что приехал в Иркутск с сильно отмороженным лицом, в самый праздник Рождества Христова)
Впечатления от иркутских встреч у Гончарова остались самые тёплые: он почти ежедневно бывал в гостях у генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьёва-Амурского (которого называл человеком, «нарочно созданным для совершения переворотов в пустом безлюдном крае»), обедал с военным губернатором Карлом Венцелем, посетил бал в Дворянском собрании, общался с декабристами, из которых особо сблизился с Сергеем Волконским.
ВОПРОС №7
В Ульяновске в большом зале Дворца книги прошёл литературно- художественный вечер, посвящённый 50-летию кончины писателя. Иван Александрович Гончаров ушёл из жизни 15/27 сентября 1891 года в Петербурге, в своей квартире на Моховой.

Началась Великая Отечественная война, тем не менее «День памяти И.А. Гончарова» всё же состоялся. Гончаровский вечер, подготовленный сотрудниками Дворца книги, совместно с кафедрой литературы пединститута прошёл успешно.
Назовите, какой спектакль прошёл 30 сентября 1941 года в драматическом театре в честь памяти И.А. Гончарова.
Ответ.
Конец сентября — начало октября 1941 г. Уже свыше 100 дней длилась Великая Отечественная война. Фашисты захватывали пядь за пядью советскую землю. Гитлер 2 октября громогласно заявлял: «За три с половиной месяца созданы, наконец, предпосылки для того, чтобы посредством мощного удара сокрушить противника еще до наступления зимы. Вся подготовка, насколько это было в человеческих силах, закончена… Сегодня начинается последняя решающая битва этого года».А в Ульяновском театре в эти дни давали премьеру. На сцене — нестареющая классика — гончаровский «Обрыв». В 1941 году исполнилось 50 лет со дня смерти Ивана Александровича Гончарова. И, несмотря на тяготы войны, ульяновцы достойно отмечали полувековую годовщину ухода из жизни великого писателя-земляка.
Назовите постановщика спектакля, художника и лучших актёров

«Постановщик спектакля Павел Степанович Молчанов провел с труппой театра большую работу. Он старался приблизить артистов к подлинному ощущению эпохи 40-60 годов и внушить им любовь к творчеству Гончарова. Не все образы удались в спектакле, но некоторые являются несомненной удачей» Художник Яков Васильевич Глинка постарался интересно подать различные уголки помещичьей усадьбы на берегу Волги.
Райского на сцене изобразил Михаил Дмитриевич Светлов — один из самых популярных и талантливых ульяновских артистов. Образ бабушки Бережковой играла Марусина.
ВОПРОС №8
В Симбирске роман «Обрыв» был встречен с восторгом, его ждали, искали в образах черты близких людей. В 1912 году, когда симбиряне торжественно отмечали 100-летие со дня рождения И.А. Гончарова, последняя владелица имения и Винновской рощи Е.М. Перси-Френч поставила здесь памятник в виде белокаменной беседки, чтобы потомки всегда помнили, что здесь был задуман роман Гончарова, что здесь жили, страдали и вновь обретали силу герои романа «Обрыв».(Архитектор А.А. Шодэ, он же создатель Дома-памятника И.А. Гончарову на Венце)
Какое предание жило в семье (Киндяковых) что в образе бабушки (Анны Владиславовны), Веры и Марфиньки -некоторые черты ее внучек – Александры и Натальи (от умершей дочери Натальи Львовны) отразились некоторые черты членов этой семьи? (Вставьте их имена и фамилии).
Ответ.
Создавая родословную Райского, Гончаров использовал в своём романе некоторые факты из истории семьи Киндяковых, но в окончательный текст произведения они не вошли.
В романе «Обрыв» прекрасно описана Винновская роща. Когда-то она входила в состав обширного лесного массива. Роща в романе – активный действующий фон. Это любимое место прогулок героинь. Марфинька гуляет здесь со своим женихом Викентьевым. Бывало, раз пять обегут они за день рощу и уйдут в деревню. Очень часто гуляет в роще Вера. Когда для неё наступили тяжелые дни перед последним свиданием с Марком, Вера позвала гулять Райского в рощу. Гончаров в ромвне обращается к роще более 20 раз.
Но обрыв у Гончарова – не только место действия. Какой скрытый смысл вложил Гончаров в название этого романа? Подумайте и ответьте.
Гончаров никак не мог определиться с тем, как же будет называться его новое творение: «Художник», «Художник Райский», «Райский», «Вера», но в итоге отказывался от каждого варианта.
Ответ.
Первоначально роман назывался "Художник". В главном герое, художнике Райском, писатель думал показать проснувшегося к деятельной жизни Обломова. Основной конфликт произведения строился по-прежнему на столкновении старой, патриархально-крепостнической России с новой, деятельной и практической, но решался он в первоначальном замысле торжеством России молодой. Соответственно, в характере бабушки Райского резко подчеркивались деспотические замашки старой помещицы-крепостницы. Демократ Марк Волохов мыслился героем, сосланным за революционные убеждения в Сибирь. А центральная героиня романа, гордая и независимая Вера, порывала с "бабушкиной правдой" и уезжала вслед за любимым Волоховым. В ходе работы над романом многое изменилось. В характере бабушки Татьяны Марковны Бережковой все более подчеркивались положительные нравственные ценности, удерживающие жизнь в надежных "берегах". А в поведении молодых героев романа нарастали "падения" и "обрывы". Изменилось и название романа: на смену нейтральному - "Художник" - пришло драматическое - "Обрыв".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.